Бериллий принадлежит к числу тех редких элементов, о которых еще 20—25 лет назад знали понаслышке. Замечательный советский геохимик А. Е. Ферсман предсказал бериллию блестящее будущее.

Действительно, теперь бериллий используется так же широко, как медь и алюминий. Природа наделила бериллий удачным сочетанием важных для новой техники химических, физических и механических свойств, и это делает его не только стратегическим, но и мирным материалом. Удельный вес его меньше, чем у алюминия, поэтому бериллий относится и к легким металлам. Температура плавления бериллия +1284°С, и он считается тугоплавким. Отличают его также теплоемкость и электропроводимость, стойкость против коррозии. Помимо этого, бериллий беспрепятственно пропускает рентгеновские лучи и замедляет скорость нейтронов в ядерных реакторах. Окись бериллия, облученная ультрафиолетовыми лучами, светится.

Между открытием бериллия (XVIII в.) и началом его применения огромный разрыв во времени. За короткий срок бериллиевая промышленность прошла 3 этапа: 1) 1Э30—1945 гг. В ходу была только бериллиевая бронза, которую получают при добавке 2—3% бериллия к меди. Пружина из этого сплава выдерживает 20 миллионов сжатий, тогда как стальная выходит из строя после одного миллиона сжатий. 2) 1945—1960 гг. Бериллиевую продукцию (окись, карбид, чистый металл) поглощала атомная техника, что послужило толчком к ускорению добычи бериллиевого сырья, производства бериллия и его соединений. 3) С 60-х годов нынешнего столетия главной и наиболее ответственной отраслью промышленного производства становится авиационная и ракетно-космическая техника. Немало бериллия стала поглощать и радиоэлектроника. Стоит добавить бериллий к алюминию и магнию, как он приобретает высокую стойкость к коррозии, да и вес сплава уменьшается на 15—20% по сравнению с алюминиевыми материалами. Следовательно, летательный аппарат, сконструированный из бериллий-алюминий-магниевого сплава, поднимется выше и полетит быстрее. Бериллиевые бронзы по-прежнему в ходу, и теперь они используются в подшипниках для самолетных шасси. Обнаружилось, что инструменты, изготовленные на основе соединений бериллия с хромом и никелем, не дают искры. Поэтому их применяют на сахарорафинадных заводах, где случайная искра может вызвать детонацию смеси сахарной пудры с воздухом.

Новейшее достижение техники — соединения бериллия с танталом, ниобием, цирконием. У соединений появлялись доселе неизвестные свойства, ранее не обнаруживавшиеся в каждом из этих металлов в отдельности. Жаропрочность, устойчивость к окислению при высоких температурах, легкий вес делают бериллиевые конструкции идеальным материалом для корпусов ракет, обшивки космических кораблей, самолетов, управляемых снарядов, ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет, кассетных боеголовок, деталей турбореактивных и турбовинтовых двигателей, тормозных устройств.

Бериллий и его сплавы применялись в американских ракетах типа «Поларис», космических кораблях «Дже-мини», «Меркурий», «Аполлон», ракетоносителях «Титан», «Сатурн», искусственных спутниках. Бериллиевые детали имел и космический корабль «Аполлон», состыковавшийся с «Союзом» в 1975 г. Благодаря способности сохранять высокую точность и неизменность размеров бериллиевые детали используются в различных приборах системы ориентации ракет, а также космических кораблей.




  • Читать все новости