Износостойкость напыленных металлов характеризуется весьма высокими показателями. Так, износостойкость оловянистой бронзы Бр. ОЦ 4-3 (состава 91,12% Си, 3,40% Sn, 3,4% Zn) увеличивается после ее распыления в 1,66 раза, а сопряженного вала из стали 40Х, имеющего твердость HRC 52, — в 1,43 раза. Хорошие результаты получаются при распылении антифрикционного сплава ЦАМ 10-5.

В области наращивания подшипников скольжения различными псевдосплавами из меди и свинца, алюминия и свинца и др. показываются али весьма высокие антифрикционные свойства таких покрытий, значительно превосходящие свойства обычных подшипниковых сплавов. Высокие антифрикционные свойства напыленных псевдосплавов подтверждаются практикой. Высокая износостойкость наблюдается и у деталей машин, металлизированных сталью.

Полученые в результате испытания данные, при скорости скольжения 2,17 м/сек и нагрузке 50-10* н/м2. Весьма положительные результаты получены при работе образцов, металлизированных сталью, в стальных закаленных вкладышах (износ цапфы из стали 45 и бронзового вкладыша условно принят за 100 %). С точки зрения антифрикционных свойств сочетания бронзового подшипника (Бр. ОЦС 4-4-2,5) с валами, металлизированными малоуглеродистой и высокоуглеродистой сталью, более или менее равноценны.

Для эксплуатационной проверки возможности применения стальных подшипниковых втулок в паре с валами, металлизированными сталью, была проведена опытная эксплуатация фрезерного станка, у которого в коробке скоростей и механизме подач было заменено одиннадцать бронзовых втулок стальными, а сопряженные шейки валов были металлизированы сталью.

После 5460 ч работы оказалось, что закаленные рабочие-поверхности подшипников не имеют следов износа, а износ металлизированных шеек лежит в пределах точности измерительного инструмента. Износостойкость напыленных покрытий из стали в большой степени зависит от содержания углерода в исходном материале: покрытия из стали У10 (ГОСТ 1435) в 1,9 раза более износостойки, чем из стали 45 (ГОСТ 1050); сталь У10 более целесообразна как материал для восстановления изношенных деталей, также и потому, что ее применение почти полностью исключает образование трещин в покрытии.




  • Читать все новости