При эксплуатации машин практически трудно разграничить указанные разновидности атмосферной коррозии, особенно, если увлажнение поверхности изменяется в широких интервалах.

На изменение механизма процесса атмосферной коррозии может оказать влияние рост продуктов коррозии и загрязнения. Последние значительно повышают коррозионную активность пленок влаги на металле. Загрязнения подразделяют на две группы: органического и неорганического происхождения.

Первые попадают на поверхность извне, вторые могут попадать извне и возникать в результате взаимодействия сред с поверхностью металла. Водорастворимые загрязнения технологического характера (остатки кислот, электролитов, следы от рук) увеличивают электропроводность пленок влаги. Малорастворимые, рыхлые, несплошные продукты коррозии (окалина) создают условия работы макроэлементов.

В обоих случаях коррозионные процессы усиливаются. Загрязнение воздушных сред агрессивными компонентами происходит в результате функционирования объектов промышленности из-за технического несовершенства узлов химического и другого оборудования; негерметичности разъемных соединений-случайных проливов агрессивных жидкостей; разгерметизации коммуникаций оборудования; наличия микродефектов в металле; свойства веществ собираться поверхностью металлов с последующей десорбцией в окружающую среду; аварий, например в транспорте и химической промышленности; нарушения правил эксплуатации и техники безопасности; сброса в окружающую среду неполностью нейтрализованных промышленных вод и газов. В промышленных районах воздух загрязнен сернистым газом и другими химическими веществами. Влага воздуха и пленки влаги на поверхности металлоконструкций машин растворяют сернистый газ с образованием слабых растворов серной кислоты.

Скорость атмосферной коррозии резко возрастает. Источниками загрязнения воздуха являются также моря и солончаковые почвы. К весьма агрессивным относятся приморские зоны, имеющие повышенное содержание хлоридов в виде хлоридно-сульфатных натриевых солей. К агрессивным относятся воздушные массы сухих степей и полупустынь, несущие гидро-карбонатно-сульфатно-хлоридные натриевые соли. Воздушные среды лесостепной и степной зон, содержащие гидрокарбонатно-сульфатные кальциевые соли, менее агрессивные, и, наконец, атмосфера лесных зон, содержащая такие же соли низкой концентрации, является малоагрессивной. Солевые частицы переносятся воздушными массами на значительные расстояния.

Механические коррозионно-неактивные пылевидные частицы, например кремнезем, загрязняя поверхность металла, образуют центры конденсации и стимулируют развитие коррозионного процесса по механизму аэрационных пар. Кроме этого, частицы почв несут микроорганизмы и органические вещества, которые являются стимуляторами процесса атмосферной коррозии, а при достаточном накоплении — биокоррозии. Состав воздуха в приземных слоях атмосферы необходимо учитывать при оценке эксплуатационных особенностей техники и сооружений, размещаемых в различных районах страны.

Загрязнение воздуха органическими соединениями при эксплуатации элементов машин в условиях замкнутого пространства может происходить в результате выделения ингредиентов при деструкции полимерных материалов. Ниже будут рассмотрены остальные факторы, влияющие на развитие процесса атмосферной коррозии, а также его диагностика, моделирование и прогнозирование.




  • Читать все новости