Разрушение при коррозии начинается всегда с поверхности и постепенно проникает вглубь.

По характеру внешнего проявления коррозия может быть нескольких типов, указанных схематично в разрезе на рисунке 1.типы коррозии

а)   равномерная коррозия (см. рис. 1,а), при которой разрушение происходит приблизительно равномерно по всей поверхности детали;

б)  местная коррозия (см. рис. 1,б), при которой пораженными оказываются отдельные участки поверхности детали; обычно при этом коррозионные процессы возникают в определенных центрах (очагах коррозии) и постепенно развиваются по мере дальнейшего воздействия среды (рис. 2).Местная коррозия

 

Рис.1. Основные типы коррозионного разрушения. Затушована разрушенная коррозией часть металла (по Г. В. Акимову)

 а — равномерная  коррозия;  б — местная коррозия; в — межкристаллитная коррозия

 

Рис. 2. Местная коррозия самолет­ной обшивки из дуралюмина


Разновидностями этой формы разрушения  являются точечная

коррозия и коррозия в форме более или  менее глубоких раковин коррозионных язв; в) межкристаллитная коррозия (см. рис. 1,в). В этом случае коррозия распространяется по границам кристаллов (зерен) металла или сплава. Сами зерна при этом почти не разрушаются.

На рис. 3 представлено сечение листа из алюминиевого сплава, пораженного межкристаллитной коррозией.

Этот вид коррозии является наиболее межкристаллитная коррозияопасным по двум причинам:

во-первых, вследствие быстрого разрушения, идущего далеко в глубьиматериала;

во-вторых, потому, что межкристаллитное разрушение обычно бывает трудно обнаружить при внешнем осмотре.


Рис.3.   Межкристаллитная коррозия алюминиевого сплава

 

По характеру физико-химических явлений, происходящих при взаимодействии металла и среды, коррозионные процессы могут быть разделены на две основные группы:

1) химическую коррозию;

2) электрохимическую коррозию.

Химической коррозией называется разрушение металлов и сплавов под влиянием химического воздействия внешней среды. Типичным примером химической коррозии является окисление металлов и сплавов при высоких температурах, составляющее сущность газовой коррозии многих деталей авиадвигателя (лопатки турбины и соплового аппарата, жаровые трубы, клапаны и т. п.).

Электрохимическая коррозия состоит в разрушении металлов и сплавов под действием электролитов, сопровождающемся явлениями перехода атомов в ионизированное состояние, перемещением ионов электролита и другими электрохимическими процессами.

Сюда относятся случаи коррозии деталей в атмосфере, морской или речной воде, охлаждающих жидкостях, кислотах и других средах.

Коррозионные процессы протекают всегда самопроизвольно, так как возникающие продукты коррозии (например, окислы металлов, солеобразные соединения и др.) являются термодинамически более устойчивыми, чем соответствующие металлы, из которых они образовались.

 

 




  • Читать все новости