Основные понятия о коррозии

Коррозией называется процесс разрушения металлов и сплавов при химическом или электрохимическом воздействии на них внешней среды. В зависимости от воздействующей среды детали летательных аппаратов могут подвергаться атмосферной, жидкостной или газовой коррозии.

Примером атмосферной коррозии может служить разрушение наружных деталей самолета (обшивка, винт, детали шасси) под влиянием влажного воздуха, дождя, росы и других атмосферных агентов. В этом случае стальные детали покрываются бурой ржавчиной, детали из легких сплавов — белыми продуктами коррозии алюминия и магния, а медные и бронзовые детали — характерной «зеленью».

Жидкостная коррозия типична для деталей, постоянно соприкасающихся в эксплуатации с жидкостями, например в гидравлической, охлаждающей, противообледенительной и т. п. системах.

Газовая коррозия возникает в условиях воздействия горячих газов. Этому виду коррозии подвержены, например, детали реактивного двигателя — рабочие и сопловые лопатки, жаровые трубы и т. п.

Коррозия приносит громадный вред народному хозяйству. Этот вред состоит прежде всего в снижении прочности работающих деталей. Для авиационных деталей, изготовляемых с минимальными допусками запаса прочности, коррозия особенно опасна. В тонкостенных конструкциях, широко применяемых в современных летательных аппаратах, возможна полная потеря прочности, если коррозионное поражение является сквозным.

Коррозионные язвы, способствуя развитию трещин в условиях переменного нагружения, особенно сильно снижают усталостную прочность материалов.

Коррозия наружных деталей приводит также к ухудшению обтекаемости и снижает скорость полета.

При жидкостной коррозии циркулирующие жидкости могут загрязняться продуктами коррозии, что приводит к нарушению нормальной работы крановых соединений, помп и подобных им систем.

Оценку коррозионной стойкости материалов производят по результатам испытаний на коррозию, описанных в специальных руководствах. Эти испытания основаны на определении изменения веса образцов, измерении объемов выделяющихся при коррозии газов, определении глубины участков коррозионного поражения и т. д.

В случае применения весового метода под скоростью коррозии понимают количество вещества, разрушающегося в единицу времени с единицы поверхности образца.

Если принять, что коррозионное разрушение является равномерным, то по количеству разрушившегося материала можно рассчитать среднюю глубину коррозионного поражения за определенное время; на этом принципе разработана десятибалльная шкала коррозионной стойкости (таблица).

Десятибалльная шкала коррозионной стойкости (ГОСТ 5272)

 

Характеристика стойкости

Скорость разрушения при коррозии мм/год

Балл

Совершенно стойкие

0,001

0

Весьма стойкие

0,001—0,005

1

 

0,005—0,01

2

Стойкие

0,01—0,05

3

 

0,05—0,1

4

Пониженно стойкие

0,1—0,5

5

 

0,5—1,0

6

Мало стойкие

1-5

7

 

5—10

8

Нестойкие

10

9

Такой шкалой, естественно, нельзя пользоваться для оценки межкристаллитной или местной коррозии.

Наиболее общим методом оценки коррозионного поражения является определение относительного снижения механических свойств материала (прочности, пластичности и других) после пребывания последнего в данной коррозионной среде.

Необходимо подчеркнуть, что коррозионная стойкость является одним из важнейших факторов, от которых зависит надежность и долговечность авиационных конструкций.

Коррозионная стойкость есть одно из главных и необходимых свойств материалов, подвергающихся в эксплуатации действию влаги, кислорода, кислот, охлаждающих жидкостей, горячих газов и других сред.

Поэтому изучению явлений коррозии и выбору защиты материала при производстве и эксплуатации современных летательных аппаратов должно быть уделено особое внимание.

Страницы раздела:









  • Читать все новости